Попутного солнца!

В Санкт-Петербурге 30 мая прошла вторая «Солнечная регата» – соревнования студенческих инженерных команд, главная цель которых не победа, а привлечение внимания к использованию альтернативных источников энергии.

Даже петербуржцы считают свой город не очень солнечным, однако организаторы соревнований – предпринимательское сообщество фонда «Сколково» – не побоялись рискнуть, и не прогадали: в день соревнований, которые проходили в рамках Балтийского морского фестиваля, светило солнце. Впрочем, по словам участников, даже пасмурная погода не стала бы препятствием для регаты, так как лодки снабжены аккумуляторными батареями.

Руководитель направления по работе с регионами предпринимательского сообщества «Сколково» Евгений Казанов за штурвалом лодки-чемпиона.
Участники регаты пред началом соревнований.
Команды готовятся к квалификационному заезду.
У участников не было конструктивных ограничений – даже резиновую лодку можно оснастить «солнечным» мотором.‹

Первые «солнечные» лодки появились 20 лет назад в Германии. Соревнования с ними уже не один год проходят по всему миру – в Европе, США, Австралии. В России идея провести такие состязания появилась в прошлом году, и тогда же летом в Москве прошла первая «Солнечная регата». «Мы пришли к выводу, что во всем мире дети, студенты, технические специалисты тяготеют к использованию альтернативных источников энергии, экологическому транспорту и «зеленой» энергетике. В нашей стране этого очень не хватает, и мы очень надеемся, что сможем проводить соревнования на достойном уровне», — рассказал нам руководитель направления по работе с регионами предпринимательского сообщества «Сколково» Евгений Казанов.

По словам Евгения, «Солнечная регата» пытается развеять заблуждение, что в России мало солнца. Он приводит в пример наших северных соседей финнов, которые уже более 10 лет занимаются разработкой лодок на солнечных батареях. Среди участников соревнования – наиболее инициативные энтузиасты из различных технических вузов России. В прошлом году от имени предпринимательского сообщества «Сколково» были разосланы информационные письма в ведущие технические вузы страны с предложением принять участие в соревнованиях. Сначала идею подхватили студенты, которые потом получили поддержку руководства вузов. По всей России существует порядка 20 команд, которые занимаются лодками на солнечных батареях. До Санкт-Петербурга в нынешнем году доехали 6 команд-участниц из Санкт-Петербурга, Москвы, Рязани и Нижнего Новгорода.

Яхты на солнечных батареях бороздят моря уже не один год. Но смогут ли такие суда составить конкуренцию другим, использующим более привычные для нас источники энергии? Не исключено, что да: солнечные батареи уже сейчас используются в гибридных круизных яхтах и паромах. Впрочем, Евгений Казанов считает, что подобные соревнования – это не спорт и не путь в коммерцию, они нужны как программа подготовки студентов технических вузов и для формирования экологической культуры у населения. «Здесь идет борьба умов, ребята соревнуются теми решениями, которые они применят, и то, какую скорость они достигнут, зависит не от спортивного мастерства, а от того, какие технологии они использовали. Все лодки-участниц уникальны, все они сделаны самими студентами», — рассказал Евгений Казанов.

Еще в квалификационном заезде стало понятно, кто станет победителем регаты. Виталий Савельев, капитан команды Рязанского Государственного Радиотехнического Университета поделился с нашими читателями секретом, благодаря которому лодка на подводных крыльях смогла в 2,5 раза обогнать ближайших конкурентов, развив скорость 35 км/час: «Основной изюминкой нашей лодки стали подводные крылья. У неё они выполнены из титана, они позволяют быстро поднимать корпус над поверхностью воды. В процессе работы над моделью мы во многом опирались на разработки, сделанные еще в советское время. У нас был богатый опыт в разработке таких судов, многое ушло в небытие, но кое-что осталось». Лодка имеет алюминиевый корпус, легкие и прочные панели солнечных батарей делали специально для соревнований. В качестве накопителей энергии используются две системы. Первая – литий-фосфат-железные аккумуляторы, позволяющие лодке двигаться и в отсутствие солнца. Вторым накопителем энергии служат суперконденсаторы, необходимые для пиковой мощности, когда судно поднимается на крыльях. По словам Виталия Савельева, чтобы начать движение, достаточно одного часа подзарядки в безоблачную погоду, а если солнце ещё и в зените, то лодка сможет двигаться и дальше.

Автор: Юлия Смирнова

Источник: nkj.ru