Вузы России увеличили свое представительство в рейтинге THE почти в семь раз

13 российских университетов вошли в этом году в число лучших вузов мира по версии британского издания Times Higher Education (THE). 9 из них представляют Проект 5–100: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (в группе 201–250), Томский политехнический университет (251–300), Казанский федеральный университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (оба в группе 301–350), Новосибирский государственный университет (401–500), Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Томский государственный и Уральский федеральный университеты (все в группе 601–800)

«В новом рейтинге Times Higher Education 13 университетов из России представлены на оцениваемых позициях рейтинга. Это почти в семь раз больше, чем в прошлом году. В прошлом году у нас в рейтинге присутствовало только 2 университета. Наверное, это самый быстрый рост среди всех стран, чьи университеты, так или иначе, включаются в рейтингование. При этом 8 из 13 университетов входят в рейтинг до 600-й позиции. Конечно, самые потрясающие результаты и скорость, с которой университет рос, демонстрируют 3 университета – это СПбПУ, ТПУ и КФУ. Конечно, войти в первый год в позицию «201–250» – это говорит о крайне высоком потенциале университета», – прокомментировал результаты отечественных вузов Александр Повалко, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. «При этом мы понимаем, что эти все университеты – участники Проекта 5–100, и мы понимаем, что это только начало их международного позиционирования. Мы понимаем, что сейчас результат достигнут за счет того, что можно было сделать в очень короткий срок. Но университеты системно вкладываются в развитие своей исследовательской базы, последовательно привлекают людей, и этот первоначальный скачок создан регулярными усилиями и администрации, и ученых, и студентов университета. У нас есть очень неплохие шансы, что в следующем году наши позиции еще усилятся», – подчеркнул замглавы Минобрнауки России.

Говоря об успехе российской высшей школы, главный редактор рейтинга THE Фил Бейти отметил: «В последние годы Россия предпринимает значительные усилия для развития своей системы высшего образования, включая запуск Проекта 5–100. Очевидно, что национальные университеты уже выиграли от этой программы, однако Россия продолжит двигаться вперед, чтобы быть в состоянии конкурировать с глобальными игроками, тем же Китаем, который тоже много инвестирует в высшее образование».

Ректор СПбПУ Андрей Рудской так прокомментировал очевидный прорыв своего вуза: «Такой результат в рамках рейтинговой оценки Times Higher Education для нас не стал совсем неожиданным, но не могу сказать, что мы рассчитывали на столь высокие позиции в рейтинге. Это один из итогов нашей кропотливой системной работы, которая проводилась на протяжении последних лет». «Взаимоотношения с промышленностью оказывают большое влияние на наш университет. Мы значительно расширили список стратегических индустриальных партнеров. Результаты деятельности нашего инжинирингового центра, который официально признан самым лучшим в России, а именно – создание новых материалов, находят применение в таких отраслях промышленности, как судо- и самолетостроение, транспортные системы и авиация», – добавил господин Андрей Рудской.

Ректор ТПУ Петр Чубик считает, что успех его вуза стал результатом целого ряда системных решений.

«В первую очередь – введение эффективного контракта не только для научно-педагогических работников университета, но и для топ-менеджмента. Это позволило привлечь большинство сотрудников вуза к реализации стратегических задач ТПУ. Не менее важным для развития университета стал вектор на передовые проекты с крупными корпорациями, такими мощными индустриальными партнерами как «Газпром», «Росатом», «Роскосмос». Благодаря этому университет привлекает значительные внебюджетные средства», – объяснил господин Чубик.

Ильшат Гафуров, глава КФУ, назвал рывок вуза в рейтинге итогом работы, «начатой в 2010 году в рамках реализации Программы развития университета, в ходе которой было вложено в научную и образовательную инфраструктуру более 7,4 млрд рублей и создано 415 научных и учебных лабораторий, оснащенных по самым последним современным требованиям».

Господин Гафуров добавил: «Программа конкурентоспособности Министерства образования и науки Российской Федерации органично дополнила и привнесла новый важный импульс развитию университета за счет качественного расширения масштабов и стимулирования процессов интернационализации».

Олег Нагорнов, первый проректор НИЯУ «МИФИ» отметил роль Проекта 5–100: «Радует, что вузы из Проекта 5–100 внесли заметный вклад в это продвижение. И это, конечно, большой результат для российского образования и науки. И наш университет заметно продвинулся, и мы надеемся, что и дальше эти результаты будут закреплены, а Проект 5–100 будет этому способствовать».

Глава МФТИ Николай Кудрявцев напомнил, что ввиду узкой специализации путь его вуза к попаданию в институциональный рейтинг был достаточно непростым. В своей стратегии МФТИ ориентируется на опыт французской École Polytechnique и ставит цель войти не только в топ-100, но и в топ-25 предметного рейтинга THE по физике. Господин Кудрявцев подчеркнул, что участие в Проекте 5–100 приносит большую пользу в сфере интернационализации университета.

Виктор Кокшаров рассказал о рецептах успеха возглавляемого им УрФУ: «На 39%, за счет увеличения цитирования, возросло влияние ученых Уральского федерального университета. В то же время значительно снизилось самоцитирование – ссылки ученых вуза на своих коллег в университете, – что стало следствием увеличения числа научных проектов с ведущими мировыми образовательными и исследовательскими центрами».

Основные показатели, которые учитывают аналитики THE, – образовательный процесс, научная работа, цитируемость, международная деятельность, доходы от взаимодействия с промышленностью. Лучший результат среди отечественных вузов традиционно демонстрирует МГУ, который в этом году поднялся на 161– е место. Всего в рейтинг были включены 800 учебных заведений из 70 стран.